Рубрики
Термины типографики

Типографические термины на букву Р

Маюскульные цифры, Равновысокие цифры, Заголовочные цифры (Lining figures, Titling figures)

Цифры, не имеющие верхних и нижних выносных элементов, рост которых приближается к росту прописных знаков. Собственно цифры привычной современной формы. Предназначены для применения вместе с прописными в заголовках и акциденции, однако часто это единственные цифры, включенные в комплект знаков шрифта. Они появились в 1788 г., когда английский словолитчик Ричард Остин (Richard Austin, ок. 1765-1830) сделал шрифт, в котором цифры имели рост, промежуточный между ростом строчных и прописных, но не имели выносных элементов. В XIX в. Стали применять более крупные цифры без выносных и ростом с прописной знак. См. также Минускульные цифры.

Различимость (Legibility)

Характеристика шрифта, определяющая легкость распознавания отдельных знаков.

Разрешение (Resolution)

Самая главная характеристика любого дискретного выводного устройства (монитора, принтера, фотонаборного автомата и т.д.) — размер растрового элемента [двумерный массив пикселей]. Обычно выражается количеством точек на дюйм и обозначается dpi (dots per inch). Чем выше разрешение выводного устройства, тем более точно воспроизводится оригинал на выводе. Современные выводные устройства высокого разрешения насчитывают несколько тысяч точек на дюйм (например, фотонаборный автомат с разрешением 3600 dpi). Возможности устройств для ввода графической информации (сканеров) тоже во многом определяются их разрешением.

Разрядка (Letter Spacing)

Выделение [выделение части текста другим шрифтом] при наборе слова или группы слов путем увеличения межбуквенных пробелов [расстояние между соседними знаками]. См. также трекинг [пропорциональное изменение расстояния между словами и буквами].

Рамка (Box)

Прямоугольное графическое изображение из линеек, орнамента [узор, политипаж], замыкающее и окаймляющее текст или иллюстрации и резко отделяющее или выделяющее их на полосе.

Рантовая линейка (Border rule)

Линейка [элемент набора в виде лини], дающая отпечаток в виде двух линий разной толщины, разделенных пробелом (жирная и тонкая).

Раппорт (Pattern, Ornament element)

Ритмически повторяющаяся часть рисунка (узор) на ткани, вышивке, в книжном декоре.

Растрирование, Растеризация (Rasterization)

Преобразование полутоновых и штриховых изображений в микроштриховые с помощью растра в репродукционных фотоаппаратах и контактно-копировальных станках. В компьютерных издательских системах растеризация необходима при выводе контурного изображения на дискретное выводное устройство. Для этого используются аппаратные и программные средства (растеризаторы).

Растр, растровое изображение (Bitmap)

Двумерный массив пикселей [наименьший элемент визуализации, точка на мониторе] (штриховых элементов), с помощью которых создается изображение на экране или бумаге.

Растровый элемент, Растровая точка, Пиксел (Pixel)

Минимальный элемент структуры растрового изображения или структуры самого растра. См. также пиксел [наименьший элемент визуализации, точка на мониторе].

Растровое изображение (Bitmap image)

Изображение, состоящее из растровых (микроштриховых) элементов [пиксел].

Растровый шрифт (Bitmap font)

Цифровой шрифт, каждый знак которого описан в виде рядов растровых точек (пикселов [наименьший элемент визуализации, точка на мониторе]), последовательно заполняющих его контур. Знак в растровом формате легко воспроизводится с помощью любого дискретного выводного устройства, но трудность состоит в изменении масштаба изображения, поэтому сейчас растровые шрифты почти полностью заменены векторными [цифровые масштабируемые шрифты]. В процессе вывода векторное изображение таких шрифтов программным путем преобразуется в растровое [двумерный массив пикселей].

Реглет (Clump, Reglet, Slug)

Разновидность пробельного материала шпон [металлические пластинки разной ширины для увеличения интерлиньяжа] толщиной 6 пунктов и выше. Применяется для отбивки заголовков, разделения колонок, формирования полей и пр.

Реконструкция (возрождение) шрифта (Revival)

Переработка существующего или исторического шрифта для новой технологии воспроизведения или по эстетическим и другим причинам. Как правило, в таких случаях рисунок знаков подвергается минимальной перерисовке с учетом искажений старой технологии и технических ограничений новой. Также бывает, что шрифт перерабатывается более существенно, тогда говорят, что разработка шрифта проходила «на основе» или «по мотивам» того или иного исторического прототипа. Многие современные цифровые шрифты [шрифт, описанный с помощью цифровых данных] представляют собой реконструкции старых шрифтов периода металлического набора или фотонабора [набор с помощью фотонаборных машин]. Иногда прототип не сохранился в металле, и дизайнер вынужден оперировать оттисками шрифта, часто неполными и низкого качества. В этом случае процесс создания нового шрифта воистину заслуживает названия «возрождения» некогда существовавшего, но исчезнувшего объекта.

Октоторп, «Решетка» (Octothorp)

Знак, обозначающий номер в Англии и Америке. Название пришло из картографии, где таким знаком обозначается деревня (Octothorp значит «восемь полей», и знак изображает восемь полей и населенный пункт посередине). Иногда неправильно наз. «диез». 

Римские цифры (Roman numerals)

Римская система нумерации с помощью букв была распространена в Европе на протяжении двух тысяч лет. Только в позднем средневековье ее сменила более удобная для вычислений десятичная система цифр [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0], заимствованная у арабов. Но до сих пор римскими цифрами обозначаются даты на монументах, время на часах и (в англо-американской типографической традиции) страницы книжных предисловий. Кроме того, в русском языке римскими цифрами принято обозначать порядковые числительные.

Для обозначения чисел применялось 7 букв латинского алфавита: I = 1, V = 5, X = 10, L = 50, C = 100, D = 500, M = 1000. Промежуточные числа образовывались путем прибавления нескольких букв справа или слева. Сначала писались тысячи и сотни, затем десятки и единицы. Таким образом, число 24 изображалось как XXIV. Горизонтальная линия над символом означала умножение на тысячу.

Римский курсив (Roman cursive)

Упрощенный бытовой шрифт периода Римской империи (I-IV в.в.). Выделяются маюскульный курсив [прописные буквы в древних рукописях] и минускульный курсив [строчные буквы в древних рукописях], называемые старший и младший, а также связный и несвязный курсивы. Для скорости письма буквы в связном курсиве соединялись друг с другом.

Капитальное письмо, Римский маюскул (Roman capitals)

Вид латинского маюскульного [прописные буквы в древних рукописях] письма периода Римской империи (I в. до н.э. — V в. н.э.). Дошел до нас главным образом в виде надписей, высеченных на камне. Наиболее известный образец — надпись на постаменте колонны императора Траяна (114 г.). Прямой прообраз современных европейских шрифтовых форм, в особенности прописных [заглавные буквы, A B C D …]. Характерно отсутствие пробелов между словами, иногда разделяемыми точками.

Кружок, Ангстрем, Ринг (Ring)

Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Применяется над гласной A в датском, норвежском и шведском языках и над гласной U в чешском языке, а также в некоторых других.

Рисованный шрифт (Lettering)

Надпись, однократно выполняемая художником, в отличие от наборного шрифта. В издательском деле иногда оригиналы титульного листа, обложки, переплета, тексты заголовков внутри издания делают рисованными для последующего репродуцирования.

Высота прописных знаков, Рост прописных (Cap height)

Высота прописных букв [заглавные буквы, A B C D …] без учета свисаний [часть контура, выступающая ниже базовой линии или выше верхней линии].

Расстояние от линии шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы] до верхней линии прописных [заглавные буквы, A B C D …], то есть высота прописных букв без учета свисаний [часть контура, выступающая ниже базовой линии или выше верхней линии] и диакритики [надстрочный или подстрочный знак].

Рост строчных букв, Высота строчных знаков, очко шрифта (x-height)

Расстояние от линии шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы] до верхней линии строчных [воображаемая линия, проходящая по верху строчных], то есть высота строчной [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] буквы без выносных элементов [верхний и нижний выносные эл-ты Ascender и Descender]. Также называется «величина очка строчных». Отношение роста строчных букв к росту прописных [высота прописных букв без учета свисаний] и отношение роста строчных к величине выносных элементов — две важнейшие характеристики латинских наборных шрифтов.

Рост шрифта (Type height, Height-to-paper)

Высота литер [буква в металле] и других печатающих элементов наборной печатной формы металлического набора от основания до печатающей поверхности (очка [отпечаток литеры на бумаге, изображение буквы]) в миллиметрах. В российской практике рост шрифта установлен 25,1012 мм, или 66, 75 пункта Дидо [европейская единица размера шрифта]. Не путать с ростом отдельной буквы (См. высота прописных знаков [высота прописных букв без учета свисаний] и высота строчных знаков [высота строчной буквы]).

Росчерк (Swash)

Каллиграфический элемент знака, служащий для декоративных целей. Обычно располагается в начале основного штриха [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] или в качестве концевого элемента [доминирующий вертикальный или наклонный штрих]. Сближает наборный шрифт [шрифт, состоящий из заранее заготовленных типовых знаков, предназначенные для набора текста] с каллиграфией [художественное письмо].

Ротунда, Круглоготический шрифт (Rotunda)

Вид готического письма [средневековый шрифт], появившийся в северной Италии в XIII веке и распространившийся по всей Европе. Особенно широко применялся в XV веке в Италии и Испании. Знаки достаточно широких пропорций [отношение ширины знака к его высоте] с одним изломом, значительное количество круглых форм с едва заметным изломом или практически без излома. Строчные относительно некрупные, с длинными выносными элементами [верхний и нижний выносные эл-ты Ascender и Descender]. строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] часто разноширинные — узкие прямые и широкие круглые, по форме приближающиеся к формам гуманистического минускула. Форма прописных обычно более широкая и более светлая, чем в текстуре [разновидность готических шрифтов], с большим количеством круглых элементов.

Гротески, Гротесковые шрифты, Рубленые шрифты (Sans Serif, Gothic)

Собирательное название шрифтов без засечек [короткий штрих на торце основного штриха]. В Англии и Франции они чаще называются Sans Serif, в Америке Gothic, в Германии Grotesk. Первый известный гротеск появился в Англии в 1816 г. в образцах шрифтов лондонского словолитчика Уильяма Кэзлона IV (William Caslon IV, 1780-1869). Как правило, гротески имеют основные и соединительные штрихи практически одной толщины (неконтрастные) или с малозаметной разницей в толщине штрихов (малоконтрастные). Гротески также различаются по апертуре [степень открытости рисунка таких знаков, как «С» и им подобных] и форме концевых элементов [окончание штриха у буквы] знаков типа «С». Обычно при классификации гротески делятся на подгруппы Старых, Новых, геометрических [гротески постронные на основе простых геометрических форм: окружности, квадрата, треугольника] и гуманистических [разновидность гротесков] гротесков.

Рубленые шрифты (Sans Serif)

См. гротески [шрифты без засечек]

Рукописные шрифты (Script, Handwriting)

Собирательное название группы шрифтов [упорядоченное множество знаков определенной системы письма], по рисунку имитирующих чей-то почерк или каллиграфический стиль, но не относящихся к готическим [средневековый шрифт] и древнерусским, которые выделены в отдельные группы. Рукописные шрифты делятся в зависимости от пишущего инструмента на шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером, остроконечным пером, кистью и другими инструментами (карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д.). Кроме того, рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква соединяется с соседними) и несвязные (где каждая буква стоит отдельно). Возможны также промежуточные (полусвязные) формы, где соединяется только часть букв или буквы соединяются только с одной стороны. Рукописные шрифты применяются для акциденции [шрифты крупнокегельного (акцидентного) набора] и для набора учебной литературы (прописи).

Рустика (Rustica)

Рукописная форма римского капитального письма [латинское письмо периода Римской империи]. Отличается тонкими вертикальными штрихами [линии, составляющие знак шрифта], жирными горизонтальными штрихами и узкими пропорциями [отношение ширины знака к его высоте] букв.

Рустика — от лат. rusticus — деревенский, простой, грубый.

Ручной набор (Hand composition)

Металлический набор [cпособы набора, где применяется металлический шрифт], выполняемый вручную последовательным подбором в соответствии с оригиналом в строки установленного формата литер [буква в металле] шрифта и пробельного материала.

Ручной шрифт (Foundry type, Hand type)

металлический шрифт [металлические буквы для механического наборного оборудования] для ручного набора, отливаемый из более твердого сплава, чем шрифт для машинного набора [набор с помощью механического устройства].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *