Рубрики
Термины типографики

Типографические термины на букву Г

Гаральды, Итало-французская антиква старого стиля (Garaldes)

Собирательное название группы ранних антиквенных шрифтов, основанных на шрифтах венецианского типографа и издателя Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447-1515) работы болонского гравера Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450-1518) и парижского словолитчика Клода Гарамона (Claude Garamond или Garamont, ок. 1490-1561). Название «Гаральды» означает шрифты, близкие к ГАРамону и АЛЬДу. Развитие венецианской антиквы в конце XV-XVI в.в. Название придумано французским исследователем типографики Максимилианом Воксом (Maximilien Vox) в 1954 г. Форма знаков похожа на структуру предшественников и еще основана на дуктальном принципе, но заметно меняется под воздействием типографской практики и теорий построения шрифта Луки Пачоли (Luca Paccioli, ок. 1445-1514) и Жоффруа Тори (Geoffroy Tory, 1480-1533).

Шрифты характеризуются небольшим контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], пропорциями [отношение ширины знака к его высоте] золотого сечения, разноширинностью знаков, плавным присоединением засечек, наклонными осями овалов. засечки [короткий штрих на торце основного штриха] становятся более длинными и острыми, верхние выносные элементы [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных] обычно заметно выше прописных. Впервые у Альда применяется строчной курсив [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв] с небольшим наклоном как альтернативный текстовой шрифт, но затем курсив рассматривается как дополнительное начертание [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру] к прямому, он согласовывается по размеру, цвету и форме, в нем появляются наклонные прописные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Примеры: Bembo, Dante, Adobe Garamond, Stempel Garamond, Granjon, Poliphilus, Sabon.

Гарнитура наборного шрифта (Type family)

Обладающее собственным наименованием семейство начертаний шрифта [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру], имеющих общие стилевые (гарнитурные) особенности и детали рисунка знаков, но отличающихся друг от друга некоторыми характеристиками, как например, насыщенностью [отношение толщины штрихов к высоте знака], пропорциями [отношение ширины знака к его высоте] и углом наклона знаков. Каждая гарнитура характеризуется т.н. гарнитурными признаками. Впервые понятие гарнитуры как семейства шрифтов было введено главным художником американской фирмы American Typefounders (ATF) Моррисом Фуллером Бентоном (Morris Fuller Benton, 1872-1948) в 1898 г.

Гарнитурные особенности (Font attributes)

Характеристики, относящиеся к шрифту в целом (например, характер выносных элементов, величина очка и т.д.). См. также гарнитурные признаки [основные параметры дизайна шрифта].

Гарнитурные признаки (Style features)

Основные парамеиры рисунка букв, характеризующие шрифты одной гарнитуры. Среди основных гарнитурных признаков можно назвать пропорции шрифта, его контраст, апертуру (степень открытости), угол наклона осей овалов, соотношение роста прописных и строчных знаков, степень разноширинности, форму засечек и концевых элементов. См. также гарнитурные особенности [характеристики шрифта].

Геометрические брусковые шрифты (Geometric Slabserif)

Собирательное название шрифтов c прямоугольными засечками, построенных на основе простейших геометрических форм — окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Эти шрифты появились в 20-30-х гг. ХХ в. как модификация модных геометрических гротесков. Характеризуются почти полным отсутствием контраста, прямоугольными засечками без скруглений, выраженной разноширинностью, овалами, близкими по форме к окружности. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные. Угол наклона знаков небольшой и средний. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные брусковые шрифты с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику. Примеры: City, ITC Lubalin Graph, Memphis, Stymie, Rockwell.

Геометрические гротески (Geometric Sans)

Собирательное название шрифтов без засечек [короткий штрих на торце основного штриха], построенных на основе простейших геометрических форма — окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Эти шрифты появились в 30-х гг. ХХ в. в Германии под воздействием идеи конструктивизма и школы дизайна Баухауз (Bauhaus). Это, как правило, открытые неконтрастные разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков было небольшим, близким по пропорциям к антикве старого стиля [один из видов шрифтов с засечками]. Однако во 2-й половине ХХ века были разработаны геометрические гротески с очень крупным очком строчных. У этих шрифтов только наклонные (не курсивные) начертания с небольшим углом наклона. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные гротески с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику. Примеры: ITC Avant Garde Gothic, Erbar Grotesk, Eurostile, Futura, Kabel, Metro, Neuzeit Grotesk, Rodchenko, Spartan.

Глаголица (Glagolithic)

Одна из двух древнейших славянских азбук. Назвние образовано от старославянского слова «глаголъ» — слово, речь. Большинство исследователей сейчас считают, что глаголицу изобрел славянский просветитель св. Кирилл (Константин Философ) ок. 863 г. Форма знаков глаголицы, хотя и имеет некоторые общие черты с греческим, еврейским и др. письмом, в целом самобытна, что подтверждает гипотезу о ее изобретении одним человеком. Самые ранние памятники глаголического письма относятся к Х в. Известно две формы глаголицы: круглая (болгарская) и угловатая (хорватская). Первая книга, набранная глаголицей, была издана в Венеции в 1483 г. Постепенно глаголица была вытеснена либо кириллицей, либо латиницей, хотя еще в конце XIX в. в Хорватии глаголицей набирались книги и газеты.

«Глаз» (Eye)

Замкнутая часть строчной буквы «е». Также синоним для внутреннего просвета овала и полуовала (bowl).

Глиптальные шрифты (Glyptal types)

Шрифты, форма которых образована процессом вырезания букв из металла или другого твердого материала. Получили широкое распространение после изобретения в Европе набора подвижными литерами и книгопечатания. Условно к этой категории можно причислить также рисованные шрифты. См. также дуктальные шрифты.

Глиф (Glyph)

Конкретное изображение знака наборного шрифта определенной гарнитуры и начертания [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру]. Одна и та же графема может иметь несколько глифов как ее материальных воплощений, которые могут отличаться как функционально (Строчные, Капительные, Прописные, Курсивные), так и просто по форме (Альтернативные).

Глиф от греч. Glyphe — то, что вырезано.

Голландская антиква старого стиля (Dutch Old Style Serif)

Собирательное название группы антиквенных шрифтов, основанных на работах голландских пуансонистов XVII века Кристоффела ван Дейка (Christoffel van Dijck, 1601-69), Дирка Воскенса (Dirck Voskens, ум. ок. 1669), Миклоша Киша (Kis Miklos, 1650-1702) и др. Дальнейшее развитие форм гаральдов [вид ранних шрифтов с засечками] (итало-французской антиквы XVI в.), более качественно выполненной. При сохранении традиционной структуры антиквы [шрифты с засечками] старого стиля отличается постепенным нарастанием особенностей, свойственных глиптальным шрифтам (увеличение контраста [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов] и насыщенности [отношение толщины штрихов к высоте знака], более острые засечки, оси овалов [ось симметрии букв овальной формы] более вертикальны). Шрифты характеризуются также достаточно узкими пропорциями и более крупным очком строчных. Рост прописных приближается к высоте верхних выносных элементов [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных]. В Курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Угол наклона строчных знаков в курсиве больше, чем во французской антикве. Примеры: Ehrhardt, Janson, Kis, Van Dijck.

Горизонталь, Горизонтальный элемент (Arm)

Горизонтальный штрих, соединенный с вертикальным с одной стороны или в середине, например, в буквах «Б», «Г», «Е», «Т» и т.д.

Горячий набор (Hot-metal composition)

Технология машинного набора литерами, только что отлитыми из специального типографского сплава — гарта. Подразделяется на строкоотливной набор (на линотипе), буквоотливной набор (на монотипе) и крупнокегельный машинный набор. Изобретен в конце XIX в. См. также металлический набор [cпособы набора, где применяется металлический шрифт].

Готические шрифты (Blackletter, Broken script)

Собирательное название наборных шрифтов, по рисунку имитирующих средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII-XVI веках главным образом в северной Европе. Их буквы характеризуются, как правило, узкими пропорциями [отношение ширины знака к его высоте], сильным контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], изломами штрихов [линии, составляющие знак шрифта], большой насыщенностью [отношение толщины штрихов к высоте знака] и высокой декоративностью. Существует несколько основных форм готических почерков: текстура [разновидность готических шрифтов], ротунда [итальянское готическое письмо], бастарда [разновидность готических шрифтов], швабахер [немецккий вариант Бастарды], фрактура [вид готического письма, использовавшийся с XVI до середины XX века], канцлей [рукописный готический шрифт]. Первые наборные шрифты XV века повторяли форму наиболее распространенных готических почерков и в дальнейшем применялись параллельно с наборной антиквой [шрифты с засечками], практически выйдя из широкого употребления только в ХХ веке. Сейчас применяются в основном как акцидентные [шрифты крупнокегельного (акцидентного) набора].

Пуансонист, Гравер-пуансонист (Punchcutter)

Человек, гравирующий пуансоны [штамп для изготовления матрицы].

Гравис (Grave)

Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак] — тяжелое ударение. Диакритический знак в виде сужающегося штриха над буквой, наклоненного слева сверху вправо вниз. Применяется над гласными во французском, итальянском, португальском и др. языках.

Гражданский шрифт, Петровский шрифт (Civil type, Grazhdansky type)

Новый тип шрифта, введённый императором Петром I для печати светских («гражданских») изданий на смену наборному полууставу в результате реформы русского шрифта 1708-1710 гг. Гражданский шрифт был построен на основе латинской антиквы и московской парадной скорописи (гражданского письма). В результате реформы был изменён рисунок букв, модернизирован алфавит, упорядочено применение прописных букв, знаков препинания и европейских арабских цифр, после чего кириллический шрифт стал развиваться параллельно латинскому. В результате реформы кириллица получила большинство стилистических признаков латинской антиквы и тем самым внешний вид книги на русском языке был приближен к европейской книге. Эскизы новых букв предположительно были сделаны самим Петром I, и дальнейший процесс изготовления и корректировки шрифта проходил при его непосредственном участии. По эскизам в Амстердаме и Москве были изготовлены пуансоны [штамп для изготовления матрицы] и матрицы для отливки трех кеглей нового шрифта, после чего указом Петра I было запрещено применять полуустав для издания светской литературы, отчего новый шрифт получил позже свое название.

Граммалог (Grammalogue)

Слово, представленное специальным символом. Например: & (амперсанд) или @ («собака»).

Графема (Graphema)

Единица системы письменности (буква, знак), отличающаяся по характеру рисунка и по передаваемому содержанию от любой другой единицы этой же письменности. Схема построения, «скелет» буквы или знака, отличающий его от других букв (знаков) алфавита, независимо от гарнитуры, начертания и проч. Одна и та же графема может принимать различные конкретные формы (аллографы, или глифы [изображение знака шрифта]), но должна созранять признаки отличимости от других графем. Понятие введено в 1912 г. российским лингвистом проф. Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ (1845-1929). См также фонема [звуковая единица языка].

Гротески, Гротесковые шрифты, Рубленые шрифты (Sans Serif, Gothic)

Собирательное название шрифтов без засечек [короткий штрих на торце основного штриха]. В Англии и Франции они чаще называются Sans Serif, в Америке Gothic, в Германии Grotesk. Первый известный гротеск появился в Англии в 1816 г. в образцах шрифтов лондонского словолитчика Уильяма Кэзлона IV (William Caslon IV, 1780-1869). Как правило, гротески имеют основные и соединительные штрихи практически одной толщины (неконтрастные) или с малозаметной разницей в толщине штрихов (малоконтрастные). Гротески также различаются по апертуре [степень открытости рисунка таких знаков, как «С» и им подобных] и форме концевых элементов [окончание штриха у буквы] знаков типа «С». Обычно при классификации гротески делятся на подгруппы Старых, Новых, геометрических [гротески постронные на основе простых геометрических форм: окружности, квадрата, треугольника] и гуманистических [разновидность гротесков] гротесков.

Гротески, новые (Neo-Grotesque)

Собирательное название шрифтов без засечек, развивающих принципы построения старых гротесков. Они появились в 50-х годах ХХ века и были вызваны к жизни потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Первые подобные шрифты — Helvetica (1957) Макса Мидингера (Max Miedinger) и Эдуарда Хоффмана (Edouard Hoffmann) и Univers (1957) Адриана Фрутигера (Adrian Frutiger, род. 1928). Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков [высота строчного знака относительно кегля], сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания (не курсивные). Углы наклона знаков от среднего до значительного. Примеры: Arial, Folio, Helvetica, Unica, Univers, Video.

Гротески, старые (Grotesque)

Собирательное название первых шрифтов без засечек. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму, с крупным очком строчных. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные (не курсивные). Угол наклона знаков средний. Примеры: Akzidenz Grotesk, Bell Gothic, Franklin Gothic, News Gothic, Trade Gothic, Venus.

Гуманистическая антиква, Венецианская антиква (Humanist Serif, Venetian Serif)

Собирательное название ранних антиквенных шрифтов, в основном применявшихся венецианскими типографами конца XV века, отсюда название. Иногда выделяется в отдельную группу классификации Humanist (гуманистическая антиква). Форма знаков основана на дуктальном принципе. Шрифты характеризуются умеренным контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], мощными короткими засечками [короткий штрих на торце основного штриха], хорошо выраженным наклоном осей овалов [ось симметрии букв овальной формы]. пропорции [отношение ширины знака к его высоте] знаков довольно широкие, знаки разноширинные. Круглые элементы имеют каллиграфические изломы, каплевидные элементы угловатые. Засечки чуть прогнутые. Соотношение величины строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] и прописных близко к золотому сечению. В оригинальных венецианских шрифтах этого периода не было курсивов, изобретенных позже. Характерная особенность — наклонная перекладина [горизонтальный штрих посередине буквы, к примеру Н, А, е и др] у строчной «е». Наиболее характерные шрифты этого типа — шрифты венецианского типографа и словолитчика Николая Йенсона (Nicholas Jenson, работал в 1470-80 гг.). Шрифты: Centaur, Clifford, Cloister, Adobe Jenson, Lutetia, Trajanus.

Гуманистические брусковые шрифты (Humanist Slab Serif)

Собирательное название брусковых шрифтов на основе гуманистических гротесков [разновидность гротесков], частично напоминающие венецианскую гуманистическую антикву [ранние антиквенные шрифты] старого стиля, но малоконтрастные и с мощными прямоугольными засечками [короткий штрих на торце основного штриха]. Поскольку в последнее время разработано много гуманистических гротесков, параллельно создаются гуманистические брусковые шрифты. Как правило, в этих шрифтах присутствуют настоящие курсивы [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв]. Углы наклона знаков в курсивах могут быть как малые, так и значительные. Примеры: PMN Caecilia, Joanna, ITC Officina Serif.

Гуманистические гротески (Humanist Sans Serif)

Собирательное название шрифтов без засечек [короткий штрих на торце основного штриха], форма, структура и пропорции которых непосредственно базируются на конструкции антиквы старого стиля [один из видов шрифтов с засечками]. Первый подобный шрифт Gill Sans был создан в Англии в 1927-30 гг. cкульптором, гравером и художником Эриком Гиллом (Eric Gill, 1882-1940) как реакция на чрезмерно геометризированную форму европейских (главным образом немецких) геометрических гротесков [гротески постронные на основе простых геометрических форм: окружности, квадрата, треугольника]. В последнее время эти гротески получили широкое распространение как самостоятельные гарнитуры [семейство начертаний шрифта, с общими стилевыми особенностями], так и в составе супергарнитур, которые разрабатываются как системно связанные шрифты различных классификационных групп (например, антиква [шрифты с засечками] и гротеск [шрифты без засечек]). Гуманистические гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов] между штрихами [линии, составляющие знак шрифта]. Как правило, они разноширинные с не очень большим очком строчных, но бывают исключения, особенно для компактных шрифтов узких пропорций. Большинство этих шрифтов имеют настоящие курсивные начертания. Углы наклона знаков в курсивах могут быть малые или средние. Примеры: Frutiger, Gill Sans, ITC Goudy Sans, Lucida Sans, ITC Officina Sans, Optima, ITC Stone Sans, Syntax.

Гуманистический курсив (Humanist cursive)

Скорописный вариант гуманистического минускула XIV-XVI вв. Послужил основой для первого наборного курсива, нарезанного в 1501 г. болонским гравером Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450-1518) для венецианского типографа и издателя Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447-1515).

Гуманистический минускул, Гуманистическое письмо (Humanist minuscule)

Почерк итальянских гуманистов XIV-XV вв. Был выработан на основе рукописей, написанных каролингским минускулом VIII-IX вв., которые ошибочно считали написанными в античной древности. Одним из инициаторов выработки нового вида письма был итальянский поэт Франческо Петрарка (Francesco Petrarca, 1304-1374). На основе гуманистического минускула во второй половине XV в. был разработан наборный шрифт антиква [шрифты с засечками].

Гуманистический минускул, Гуманистическое письмо (Humanist minuscule)

Почерк итальянских гуманистов XIV-XV вв. Был выработан на основе рукописей, написанных каролингским минускулом VIII-IX вв., которые ошибочно считали написанными в античной древности. Одним из инициаторов выработки нового вида письма был итальянский поэт Франческо Петрарка (Francesco Petrarca, 1304-1374). На основе гуманистического минускула во второй половине XV в. был разработан наборный шрифт антиква [шрифты с засечками].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *