Гуманистические гротески основаны на гармонии и пропорциях древнеримских монументальных надписей в них очевидно влияние каллиграфии.
Один из значимых и пользующихся неизменной популярностью гуманистических гротесков — это Gill Sans (Артур Эрик Роутон Гилл, 1927), созданный под влиянием гарнитуры Эдварда Джонстона, которую тот разработал для лондонского метро в 1916 году. У обоих дизайнеров уже был опыт работы со шрифтом: Джонстон занимался каллиграфией, а Гилл — скульптурой и резкой пуансонов. И обе гарнитуры унаследовали пропорции классической антиквы.
Этот знаменитый монотолщинный шрифт также повлиял на дальнейшее развитие гуманистических гротесков, что прослеживается в многочисленных гарнитурах ХХ и начала XXI века.
К примеру, созданный в 1929 году Меtго (Уильям Эддисон Двиггинс) многие относят к геометрическим гротескам, но внешне он гораздо ближе к Gill Sans из-за варьирующихся углов концевых элементов.
В гуманистическом гротеске Goudy Sans (Фредерик Гауди, 1930) отразилась приверженность автора традициям антиквы и рукописных шрифтов. В него входят такие необычные для этой категории элементы, как небольшие утолщения концевых элементов, брусковые засечки, различные начертания унциалов, несколько штрихов с росчерками и курсив.
Гарнитуру Optima (1958) Германа Цапфа можно отнести как к гуманистическим гротескам, так и к антиква-гротескам. В ней прослеживаются каллиграфические формы и классические пропорции антиквы и встречаются слегка «приталенные», расширяющиеся к концевым элементам штрихи. Сам Цапф называл свою знаменитую гарнитуру антиквой без засечек и при ее создании вдохновлялся увиденными во Флоренции надписями, высеченными на камне. Optima по сей день остается типографическим образцом для каллиграфов и резчиков по камню.
Шрифт Frutiger (1975) Адриан Фрутигер разрабатывал для аэропорта Шарля де Голля в Руасси, а по дизайну он задумывался как гуманистический гротеск с атрибутами Univers (Адриан Фрутигер, 1957) и гуманистическими характеристиками Gill Sans. Плодом этих усилий стал один из самых функциональных с точки зрения удобочитаемости современных шрифтов.
Характеристики
Из-за сильного влияния каллиграфии гуманистические гротески имеют те же визуальные характеристики и пропорции, что и антиквы. Пропорции обычно заимствованы у древнеримских монументальных надписей и ранних шрифтов с засечками.
Присутствует контраст ширины штрихов; ось овалов иногда наклонная (у остальных гротесков она строго вертикальная). У большинства гарнитур гуманистических гротесков двухчастная строчная а и одночастная строчная g. Очко небольшое, поэтому удобочитаемость и различимость повышаются увеличением интерлиньяжа.
Благодаря этим свойствам гуманистические гротески являются самыми удобочитаемыми и различимыми из всех гротесков.
Применение
Гуманистические гротески исключительно хороши для больших объемов текста, однако набирать их следует кеглем больше обычного из-за мелкого по сравнению с другими гротесками очка. Также благодаря сходству пропорций они прекрасно сочетаются с классическими антиквами: гуманистическими, старого стиля и переходными.
Большинство гуманистических гротесков унаследовали особенности монументальных надписей, поэтому прекрасно смотрятся в большом формате, однако они не менее эффективны и для набора текста.
Основные гарнитуры гуманистического гротеска:
- Calibri (Лукас де Гроот, 2004)
- Frutiger (Адриан Фрутигер, 1976)
- Coudy Sans (Фредерик Гауди, 1925)
- Meta (Эрик Шпикерман, 1986)
- Myriad (Роберт Слимбах, Кэрол Твомбли, 1990)
- Optima (Герман Цапф, 1958)
- Syntax (Ганс Эдуард Майер, 1972)
- Trebuchet (Винсент Коннер, 1996)
- Unit (Кристиан Шварц, Эрик Шпикерман, 2003)
Автор блога, типограф, дизайнер, верстальщик. Чертов самоучка, сам себе психотерапевт шутящий шутки и поющий песни.