Рубрики
Первый курс типографики

#7 — брусковая антиква

До начала XIX века у большинства шрифтов было только одно назначение — набор текста книжным кеглем. С развитием промышленно­сти появились новые средства коммуникации, и для газет, рекламы, постеров, рекламных щитов и вывесок понадобились новые шриф­ты. Эти потребности стимулировали появле­ние акцидентных гарнитур.

Брусковая антиква, также называемая египетской, геометрической и шрифтом типа Clarendon, возникла в период расцвета промышленной революции в Великобритании и была первым акцидентным шрифтом, специально разработанным для крупного масштаба.

Первые гарнитуры брусковой антиквы создал талантливый словолитчик Винсент Фиггинс (Великобритания, 1766-1844) в начале XIX века. Они были представлены в 1815 году под названием Antiques, имели совершенно одинаковую ширину штрихов, включая засечки, и состояли только из прописных букв. В следующие усовершенствованные версии, названные египетскими, включили строчные буквы, а засечкам добавили скругление. Наконец, в середине XIX века были выпущены версии гарнитуры типа Clarendon с той же характерной контрастностью в штрихах.

В дизайне брусковых гарнитур ХХ века отразился широкий спектр исторических

и технологических факторов. К примеру, часть современных брусковых антикв явно произо­шла от антикв нового стиля, а другие, очевидно, являются прямыми наследниками ранних гротесков.

Лучшей гарнитурой брусковой антиквы ХХ века считается Archer (Джонатан Хёфлер, 2001). Эта универсальная гарнитура доступна в разных вариантах насыщенности и курсивных начертаний и одинаково хороша для боль­ших объемов текста и крупных надписей.

Изначально созданный для журнала Martha Stewart Living, Archer обладает явным сходством с брусковыми гарнитурами, основанными на шрифте пишущих машинок, и яркими отличительными чертами, такими как круглые концевые элементы.

Брусковые шрифты также называют – иониками.

Характеристики

Контраст толщины штрихов брусковых гарнитур умеренный или минимальный, а иногда совсем отсутствует. Засечки со скруглениями или без, короткие или средней длины, той же толщины, что и штамбы, имеют квадратную или прямоугольную форму. Ось овалов брусковой антиквы почти всегда вертикальная.

В эту категорию входят гарнитуры брусковой антиквы типа Clarendon или Ionic со скругленными засечками и так называемые египетские — с квадратными засечками или без скруглений.

Применение

Первоначально брусковые гарнитуры разрабатывались на основе крупных литер, используемых в ксилографической печати и архитектурных надписях.

Брусковые гарнитуры создаются для текстов, в которых требуется более насыщенное начер­тание. Ярко выраженные засечки и постоянная ширина штрихов легко передаются при печати на грубой или сильно впитывающей бумаге, например газетной. Шрифт сохраняет свои свойства и четкость и при печати на темном фоне, что делает его идеальным для крупно­масштабного воспроизведения.

Брусковые шрифты, в особенности типа Clarendon, благодаря внешней универсаль­ности были весьма востребованы в 1950-е и 1960-е годы в печати, упаковке и дизайне периодических изданий. Помимо этого, они часто использовались в пишущих машинках, пока им на смену не пришел Courier (Сюзан Нобрега, 1955), ставший одним из самых популярных брусковых шрифтов в середине — конце ХХ века. Сегодня существует множество моноширинных цифровых шрифтов для на­бора текста, но Courier по-прежнему остается самым популярным для программирования благодаря равным межбуквенным интервалам и хорошему экранному воспроизведению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *