Рубрики
Первый курс типографики

#6 — антиква нового стиля

Антиква нового стиля, также известная как антиква Дидо (Классицистическая/Neoclassical & Didone), основана на гарнитурах, созданных в конце XVIII — начале XIX века двумя известнейшими пуансонистами, шрифтовыми дизайнерами и печатниками Европы Джамбаттистой Бодони и Фирменом Дидо.

Образец антиквы нового стиля на примере гарнитуры Bodoni

Для антиквы нового стиля характерны выраженный контраст толщины основных и соединительных штрихов, подчеркивающий вертикальные оси букв. Эти свойства позволя­ют расширять семейства шрифтов, варьируя ширину штрихов, и создавать широкие, ультражирные и узкие начертания.

Черты антиквы нового стиля

Самая заметная черта антиквы нового стиля — это резкая контрастность: соединительные штрихи узкие, а основные штрихи по срав­нению с ними выглядят очень тяжелыми. Засечки тонкие и совершенно плоские, практически без скруглений. Оси овалов строго вертикальные, тоже без скруглений. Апертуры букв закрытые, почти все концевые элементы круглые.

Основная часть букв антиквы одинаковой ширины: широкие, например М и W, сужены, а другие, такие как Р и Т, наоборот, расширены.

Применение антиквы нового стиля

Чаще всего антиквы нового стиля используют для крупных заголовков и акциденции, что позволяет в полной мере раскрыть изящное строение отдельных букв. Высокий контраст штрихов выглядит динамично и привлекатель­но, но в то же время снижает удобочитаемость и различимость в маленьком текстовом кегле.

Для улучшения удобочитаемости и различи­мости антиквам нового стиля требуется допол­нительный интерлиньяж, кернинг, широкие поля и больше белого пространства.

Кратко об отцах основателях

Джамбаттиста Бодони

(Италия, 1740-1813)

Бодони родился в 1740 году в Северной Италии в семье печатника. В 18 лет он работал наборщиком в Propaganda Fide в Риме, а в 28 лет стал директором герцогской типографии в Парме.

На работы Бодони повлияли созданные в тот же период гарнитуры Пьера Симона Фурнье и Фирмена Дидо (Франция, 1764- 1836). Он опирался на них в разработке своей гарнитуры Bodoni в 1798 году. Это была одна из первых гарнитур антиквы нового стиля

с резким контрастом широких и узких штрихов, вертикальными осями овалов и острыми засечками без скруглений. Также Бодони создал множество рукописных гарнитур.

Свои принципы типографики Бодони изложил в «Руководстве по типографике» (Manuale Tipografico, 1816), где описал инновационное использование крупного шрифта, большого количества «воздуха» на страницах и минимума орнаментов. На момент создания гарнитуры Бодони считались дерзкими и непрактичными. Тонкие прямые засечки. вертикальные оси овалов и сильный контраст резко отличались от предшествующей переходной антиквы.

Фирмен Дидо

В Париже семья Дидо в конце XVIII — начале XIX века участвовала во всех аспектах издательского дела, печати, дизайна шрифтов, гравировки пуансонов и производства бумаги.

Внук основателя компании Фирмен Дидо известен больше других своих родственников, поскольку ему приписывают создание первой антиквы нового стиля в 1784 году.

В 1783 году, в возрасте 19 лет, Дидо стал управляющим компании отца. А в следующем году он разработал первую гарнитуру нового стиля с характерными брусковыми засечками без скруглений, вертикальными осями овалов и резким переходом между широкими и уз­кими штрихами. В тот же период Дидо начал печатать своим шрифтом на веленевой бумаге на усовершенствованном печатном станке.

В результате этих новшеств шрифт Дидо стал основным во французском книгопечатании XIX века и остается популярным по сей день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *