Рубрики
Термины типографики

Типографические термины на букву В

Валютные знаки (Monetary symbols, Currency symbols)

Знаки, обозначающие ту или иную валюту. В типографике применяются знаки доллара, фунта стерлингов, цента, евро, иены, флорина, шекеля, рупии, а также некоторых других валют. Валюты, не имеющие отдельных знаков, обозначаются комбинацией букв или используют знаки других валют. Существует также общий знак валюты (currency), который может применяться для обозначения валют, не имеющих собственных знаков.

Векторные шрифты, Контурные шрифты (Vector fonts, Outline fonts)

цифровые шрифты [шрифт, описанный с помощью цифровых данных], в которых каждый знак описан с помощью векторов, определяющих координаты опорных точек, которые соединены прямыми или кривыми и образуют контур знака без привязки к абсолютному размеру или разрешению [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)]. Такое описание позволяет легко изменять масштаб изображения без потери качества и занимает немного места в памяти компьютера. Существует несколько различных форматов векторных шрифтов, отличающихся способом хранения и представления информации о шрифте. К векторным относятся форматы [способ описания формы букв и кодирования цифрового шрифта] цифровых шрифтов PostScript Type 1 [формат цифровых шрифтов], TrueType [формат цифровых шрифтов], OpenType [наиболее современный формат цифрового шрифта]. Для вывода на дискретное выводное устройство (дисплей, принтер, наборный автомат) контур каждого знака должен пройти растеризацию, то есть преобразование из кривых в растровое изображение.

Венгерское ударение, Венгерский умлаут (Hungarumlaut, Double acute)

Один из верхних aкцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Диакритический знак в виде двух акутов [один из верхних акцентов — «oстрое» ударение], наклоненных справа сверху влево вниз. Применяется над гласными в венгерском (над o и u) и некоторых др. языках.

Гуманистическая антиква, Венецианская антиква (Humanist Serif, Venetian Serif)

Собирательное название ранних антиквенных шрифтов, в основном применявшихся венецианскими типографами конца XV века, отсюда название. Иногда выделяется в отдельную группу классификации Humanist (гуманистическая антиква). Форма знаков основана на дуктальном принципе. Шрифты характеризуются умеренным контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], мощными короткими засечками [короткий штрих на торце основного штриха], хорошо выраженным наклоном осей овалов [ось симметрии букв овальной формы]. пропорции [отношение ширины знака к его высоте] знаков довольно широкие, знаки разноширинные. Круглые элементы имеют каллиграфические изломы, каплевидные элементы угловатые. Засечки чуть прогнутые. Соотношение величины строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] и прописных [заглавные буквы, A B C D …] близко к золотому сечению. В оригинальных венецианских шрифтах этого периода не было курсивов, изобретенных позже. Характерная особенность — наклонная перекладина [горизонтальный штрих посередине буквы, к примеру Н, А, е и др] у строчной «е». Наиболее характерные шрифты этого типа — шрифты венецианского типографа и словолитчика Николая Йенсона (Nicholas Jenson, работал в 1470-80 гг.). Шрифты: Centaur, Clifford, Cloister, Adobe Jenson, Lutetia, Trajanus.

Версалы (Versals)

Рисованные (не написанные) буквы, использовавшиеся как прописные с полуунциалом [упрощенная форма унциального письма] и более поздними минускулами. Применялись также как инициалы [укрупненная первая буква начального слова книги, главы, абзаца] и часто декорировались и раскрашивались. Одна из форм — ломбардские версалы [декоративные прописные].

Верстатка (Composer’s stick)

Инструмент, применяемый наборщиком при ручном наборе строк текста и заголовков. Верстатка — небольшой металлический уголок, у которого с одного боку неподвижная стенка, а с другой подвижный ограничитель с фиксатором. Перед началом набора ограничитель устанавливается на заданный формат набора. Изобретение приписывается Иоганну Гутенбергу (Johann Gutenberg, ок. 1394-1468).

Верстка (1. Make-up; 2. Page-proof)

1. (make-up) Процесс размещения (монтаж) набранного основного и дополнительного текста, заголовков, иллюстраций, подписей и других элементов издания на его полосах (страницах). Сейчас обычно производится на компьютере, используя пакеты издательских программ набора и верстки.

2. (рage-proof) Сверстанные листы корректурных оттисков.

Вертикальная засечка (Beak)

Односторонняя или двусторонняя засечка [короткий штрих на торце основного штриха], завершающая горизонтальные элементы и дуги таких знаков, как «a», «c», «j», «y», «F», «Е», «Т», «С», «S» и т.д. Может быть вертикальной или немного наклонной.

Верхний выносной элемент (Ascender)

Элемент строчной [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] буквы, выступающий вверх, за верхнюю линию строчных [воображаемая линия, проходящая по верху строчных], у латинских «b», «d», «f», «h», «k», «l», кириллических «б», «ф».

Верхняя линия прописных знаков (Cap line)

Воображаемая горизонтальная линия, проходящая по верху прямых прописных [заглавные буквы, A B C D …] букв. Иногда совпадает с высотой верхних выносных элементов [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных].

Верхняя линия строчных знаков (Mean line)

Воображаемая линия, проходящая по верху прямых строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] знаков без верхних выносных элементов [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных].

Верхняя точка (Overdot, Dotaccent)

Один из надстрочных диакритических знаков (акцентов [надстрочный или подстрочный знак]). Верхняя точка применяется в литовском, мальтийском, польском и турецком, а также других языках.

Виньетка (Vignette)

Уменьшительное от фр. vigne — виноградная лоза.

Небольшое композиционно завершенное графическое изображение предметного или сюжетно-тематического характера (часто с символическим или аллегорическим значением) или орнаментальная композиция. Применяется в книге как заставка, концовка на титульных, начальных, концевых полосах, на переплетах, а также в акциденции [малообъемная печатная продукция] и т.д.

Внутрибуквенный просвет (Counter)

Внутренняя часть знака, белое поле, частично или полностью находящееся между его элементами. Может быть закрытым или открытым. Степень открытости может быть различна в зависимости от конструкции знака и гарнитурных особенностей [характеристики шрифта].

Реконструкция (возрождение) шрифта (Revival)

Переработка существующего или исторического шрифта для новой технологии воспроизведения или по эстетическим и другим причинам. Как правило, в таких случаях рисунок знаков подвергается минимальной перерисовке с учетом искажений старой технологии и технических ограничений новой. Также бывает, что шрифт перерабатывается более существенно, тогда говорят, что разработка шрифта проходила «на основе» или «по мотивам» того или иного исторического прототипа. Многие современные цифровые шрифты [шрифт, описанный с помощью цифровых данных] представляют собой реконструкции старых шрифтов периода металлического набора или фотонабора [набор с помощью фотонаборных машин]. Иногда прототип не сохранился в металле, и дизайнер вынужден оперировать оттисками шрифта, часто неполными и низкого качества. В этом случае процесс создания нового шрифта воистину заслуживает названия «возрождения» некогда существовавшего, но исчезнувшего объекта.

Вопросительный знак (Question mark)

Знак препинания, выражающий вопросительную интонацию. Ставится в конце предложения, а в некоторых языках (например, в испанском) также в начале предложения в перевёрнутом виде.

Восклицательный знак (Astonisher)

знак препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.], выражающий восклицание, повышенную интонацию. Ставится в конце предложения, а в некоторых языках (например, в испанском) также в начале предложения в перевёрнутом виде.

Встраивание шрифтов (Font embedding)

Включение шрифтов в файлы документов или Web-сайты для адекватного воспроизведения этих документов на других компьютерах. Когда программа получает документ с встроенными шрифтами, она автоматически устанавливает их (обычно временно) на компьютер пользователя, и документ может правильно воспроизводиться на мониторе и принтере.

Выделения шрифтовые (Accentuated with type, Emphasis with type)

См. шрифтовые выделения [выделение части текста другим шрифтом].

Выключенный текст (Justified text)

Колонка или полоса текста, набранного с полной выключкой [выравнивание строк относительно боковых краев полосы], когда выровнены оба боковых края набора.

Выключка (Justification)

Выравнивание строк набранного текста относительно одного или двух боковых краев полосы или колонки набора (полей). Строки могут быть выровнены по левому краю при неровном правом (выключка влево), по правому краю при неровном левом (выключка вправо) или по обоим краям (полная выключка). Совпадение середины каждой строки с центральной осью полосы или колонки набора при неровных боковых краях наз. выключка по центру. Набор, выключенный по одному краю и неровный с другого, наз. флаговым.

Выносной элемент (Extender)

Часть строчной [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] буквы, выдвинутая выше линии строчных знаков [воображаемая линия, проходящая по верху строчных] (верхний выносной элемент [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных]) или опущенная ниже линии шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы] (нижний выносной элемент [часть сивола, выступающая ниже базовой линии]).

Высокая печать (Letterpress)

Традиционный метод печати с рельефных форм, образуемых наборным шрифтом [шрифт, состоящий из заранее заготовленных типовых знаков, предназначенные для набора текста], который набирается в строки, колонки и полосы набора. На форму накатывается печатная краска и производится печать путем прямого контакта с бумагой.

Высота прописных знаков, Рост прописных (Cap height)

Расстояние от линии шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы] до верхней линии прописных [заглавные буквы, A B C D …], то есть высота прописных букв без учета свисаний [часть контура, выступающая ниже базовой линии или выше верхней линии] и диакритики [надстрочный или подстрочный знак].

Рост — высота прописных букв [заглавные буквы, A B C D …] без учета свисаний [часть контура, выступающая ниже базовой линии или выше верхней линии]. Расстояние от линии шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы] до верхней точки прямой прописной буквы в шрифте. Может совпадать или не совпадать с высотой верхних выносных элементов [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных].

Высота строчных знаков, Рост строчных (x-height)

Расстояние от линии шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы] до верхней линии строчных, то есть высота строчных букв без свисаний [часть контура, выступающая ниже базовой линии или выше верхней линии] и выносных элементов [верхний и нижний выносные эл-ты Ascender и Descender] (рост строчной «х»). Также называется «величина очка строчных». Отношение роста строчных букв к росту прописных (высота прописных знаков) и отношение роста строчных к величине выносных элементов — две важнейшие характеристики латинских и кириллических наборных шрифтов.

Рост — расстояние от линии шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы] до верхней линии строчных [воображаемая линия, проходящая по верху строчных], то есть высота строчной [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] буквы без выносных элементов [верхний и нижний выносные эл-ты Ascender и Descender]. Также называется «величина очка строчных». Отношение роста строчных букв к росту прописных [высота прописных букв без учета свисаний] и отношение роста строчных к величине выносных элементов — две важнейшие характеристики латинских наборных шрифтов.

Вязь (Vyaz’)

Декоративное кириллическое письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент. Основано на соединении двух или более букв в один составной знак или слитную группу знаков. Применялось для заголовков в рукописных и старопечатных книгах и в прикладном искусстве. Вязь достигла расцвета на Руси в XVI в. С трудом поддается переработке в наборную форму из-за лигатурного [знак, объединяющий несколько букв. К примеру: ae, oe, fi, fl …] характера. На основе элементов вязи в XIX-XX в.в. разработано много заголовочных кириллических шрифтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *