Идеограмма, Логограмма (Ideogram)
Письменный знак, обозначающий целое понятие, то есть слово или корень слова.
Идеографическое письмо, Идеография (Ideography)
Тип письма, состоящий из идеограмм, знаки которого обозначают целые понятия. Количество знаков в таком письме неограничено, но обычно применяется несколько тысяч и десятков тысяч знаков.
Иероглифическое письмо (Hieroglyphics)
Письмо, знаки которого представляют собой идеограммы, то есть обозначают целые понятия (слова) или отдельные слоги, в комбинации с чисто служебными знаками (детерминативами), облегчающими понимание текста. Поэтому подобный тип письма называется словесно-слоговым. Современный пример подобной письменности — китайские иероглифы, но в древности иероглифическое письмо было распространено в Египте, Месопотамии, Древней Америке и др.
Икарус (Ikarus)
Название оригинальной компьютерной программы для создания шрифтов, разработанной в 1970-х гг. Петером Каровым (Peter Karow) в фирме URW в Гамбурге. Впервые включала возможность оцифровки шрифтовой формы и возможность ее интерполяции [получение промежуточной формы из двух крайних]. Вначале разработанный для больших графических станций, «Икарус» позже был приспособлен для работы на персональных компьютерах и для генерации форматов TrueType [формат цифровых шрифтов] и PostScript Type 1 [формат цифровых шрифтов].
Фотонаборный автомат, Имиджсеттер (Imagesetter)
Выводное устройство высокого разрешения [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)] (свыше 1000 dpi), обычно использующее лазерную технологию, для вывода текста, иллюстраций и целых полос издания на фотобумагу, пленку или прямо на печатную форму.
Индексы на верхнюю линию (Superior)
Комплекты букв [алфавитный знак], цифр [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0] и др. знаков уменьшенного размера, которые набираются выше обычных знаков. Применяются в наборе математических и химических формул, дробей, как показатели степени, сноски и т.д.
Индексы на нижнюю линию (Inferior)
Комплекты букв [алфавитный знак], цифр [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0] и др. знаков уменьшенного размера, которые набираются на линию шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы] или под ней. Применяются в наборе математических и химических формул, дробей и т.д.
Инициал (Initial cap)
Укрупненная первая буква начального слова книги, главы, раздела, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца. Часто — рисованная, декорированная. По положению относительно текста различают стоящий инициал (Raised cap, Stick-up cap, Elevated cap) и утопленный инициал (Drop cap), а также выходящий на поле. линия шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы] стоящего инициала должна быть выровнена по линии шрифта первой строки. Верхняя часть утопленного инициала, как правило, выравнивается по верхней линии первой строки, а его линия шрифта должна соответствовать линии шрифта одной из последующих строк. Следующие после инициала буквы первого слова, нескольких слов или всей строки обычно набираются прописными [заглавные буквы, A B C D …] или капителью [вариант Прописных букв уменьшенного роста и чуть расширенных Пропорций]. В русской рукописной и старопечатной традиции декоративный инициал называется Буквица.
Инструкция (Instruction)
При программном описании контура знаков в формате TrueType [формат цифровых шрифтов] — команда низшего уровня, позволяющая модифицировать контур знака или другие данные в зависимости от разрешения [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)] выводного устройства для более качественного отображения шрифта.
Интерлиньяж (Linespace)
Межстрочный пробел. Расстояние между линиями шрифта соседних строк. В металлическом наборе [металлические буквы для механического наборного оборудования] определялся размером литер (кеглем [высота шрифта, размер]) соседних строк, поэтому изменение интерлиньяжа (linespacing, leading) было возможно только с помощью добавления пробельного материала (шпона [металлические пластинки разной ширины для увеличения интерлиньяжа]). В цифровом наборе [шрифт, описанный с помощью цифровых данных] возможно как положительное, так и отрицательное изменение интерлиньяжа (его увеличение или уменьшение), которое задается программными средствами.
Интерполяция (Interpolation)
Математическое получение промежуточных форм от двух крайних версий, например, получение промежуточных Начертаний между Сверхсветлым и Сверхжирным. Поскольку контуры каждого знака в начертании записываются как координаты последовательности точек, с помощью математической формулы можно получить координаты любой промежуточной точки при наличии координат двух крайних точек.
Интерробанг (Interrobang)
Новый знак препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.], соединяющий в одном символе вопросительный и восклицательный знаки. Должен применяться для обозначения риторического восклицания-вопроса, характерного для рекламных текстов («Что?! Как ревизор?!»). Предложен в 1962 г. редактором нью-йоркского журнала Type Talks Мартином Спектером (Martin Speckter), название выбрано читателями журнала. Хотя этот знак включен в стандарт уникод его применение в типографике пока не заметно.
Айоник, Ионик (Ionic)
Название некоторых шрифтов подгруппы кларендон [тип брусковых шрифтов], разработанных в 20-х г.г. ХХ в. главным образом для газетного набора. Иногда подобные гарнитуры называются «удобочитаемые шрифты»(legibility types).
Гаральды, Итало-французская антиква старого стиля (Garaldes)
Собирательное название группы ранних антиквенных шрифтов, основанных на шрифтах венецианского типографа и издателя Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447-1515) работы болонского гравера Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450-1518) и парижского словолитчика Клода Гарамона (Claude Garamond или Garamont, ок. 1490-1561). Название «Гаральды» означает шрифты, близкие к ГАРамону и АЛЬДу. Развитие венецианской антиквы в конце XV-XVI в.в. Название придумано французским исследователем типографики Максимилианом Воксом (Maximilien Vox) в 1954 г. Форма знаков похожа на структуру предшественников и еще основана на дуктальном принципе, но заметно меняется под воздействием типографской практики и теорий построения шрифта Луки Пачоли (Luca Paccioli, ок. 1445-1514) и Жоффруа Тори (Geoffroy Tory, 1480-1533). Шрифты характеризуются небольшим контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], пропорциями [отношение ширины знака к его высоте] золотого сечения, разноширинностью знаков, плавным присоединением засечек, наклонными осями овалов. засечки [короткий штрих на торце основного штриха] становятся более длинными и острыми, верхние выносные элементы [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных] обычно заметно выше прописных [заглавные буквы, A B C D …]. Впервые у Альда применяется строчной курсив [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв] с небольшим наклоном как альтернативный текстовой шрифт, но затем курсив рассматривается как дополнительное начертание [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру] к прямому, он согласовывается по размеру, цвету и форме, в нем появляются наклонные прописные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Примеры: Bembo, Dante, Adobe Garamond, Stempel Garamond, Granjon, Poliphilus, Sabon.
Итальянские шрифты (Italian)
Разновидность брусковых шрифтов [шрифты с толстыми прямоугольными засечками] с обратным контрастом, у которых горизонтальные штрихи толще вертикальных. Появились в первой половине XIX века, но пользовались также большой популярностью в конце XIX — начале ХХ века как акцидентные. Как правило, в этих шрифтах нет наклонных начертаний. Примеры: Figaro, Playbill, Old Town.
Автор блога, типограф, дизайнер, верстальщик. Чертов самоучка, сам себе психотерапевт шутящий шутки и поющий песни.