Клод Гарамон (ок. 1510-1561), более известный как Клод Гарамонд, был французским дизайнером шрифтов, издателем и штамповщиком, проживающим в Париже.
Гарамонд работал гравером пуансонов, используемых для штамповки матриц, с помощью которых изготавливали шрифтовые литеры. Гарамона принято считать отцом Венецианской (старой) антиквы (шрифта с засечками) напоминающей почерк ручкой, но с более структурированным и вертикальным дизайном. Многие шрифты с засечками старого стиля обобщенно названы Garamond, в честь Клода Гарамона (Моя фамилия была не Гарамонд © Клод Гарамон).
Гарамонд был одним из первых независимых пуансонистов, специализирующихся на разработке шрифтов и вырезании штампов в качестве товара для продажи. Таким образом, его карьера помогла определить будущее коммерческой печати с созданием шрифтов как отдельной отрасли.
Юность Гарамонда была и остается предметом споров. Первоначально считалось что Гарамон родился в 1480 году. Позднее это событие было перенесено на 1510 г., причем министерство культуры Франции отдало предпочтение последнему. В пользу более поздней даты в его завещании от 1561 года говорится, что его мать тогда была еще жива.Он был дважды женат: на Гильеметте Готье и, после ее смерти, на Изабо Ле Февре. Гарамонд, возможно, учился у Антуана Ожеро и, возможно, также обучался у Симона де Колинса. Позже он работал с Джеффруа Тори, чьи интересы в области гуманистической типографии и древнегреческих заглавных букв, или маюскул, могли повлиять на работу Гарамонда.
Гарамонд приобрел известность около 1540 года, когда три его греческих шрифта (ныне называемых «Греки дю руа» (1541)) были запрошены Робертом Эстьеном для серии книг, заказанных по королевскому заказу. Гарамонд основал эти типы на почерке Анджело Верджесио, королевского библиотекаря в Фонтенбло. В результате получился чрезвычайно сложный набор шрифтов, включающий огромное разнообразие альтернативных букв и лигатур для имитации гибкости почерка.
Гарамонд работал как фрилансер, создавая пуансоны для издателей и правительства.Шрифты Гарамонда были популярны за рубежом и заменили оригинальный римский шрифт Griffo’s в издательстве Aldine Press в Венеции. Он также работал издателем и книготорговцем. Хотя его курсив считался менее впечатляющим, чем его римские шрифты, он был одним из первых печатников, установивших современную традицию, согласно которой курсивные заглавные буквы должны наклоняться, как в нижнем регистре, а не оставаться вертикальными, как римские квадратные заглавные буквы.
Хотя сам Гарамонд остается выдающейся фигурой во французской печати шестнадцатого века, исторические исследования за последнее столетие все чаще помещают его работу в контекст. Гарамонд был одной из многих фигур в то время, когда во Франции шестнадцатого века быстро создавались новые шрифты, и эти дизайнеры шрифтов действовали в рамках ранее существовавшей традиции, определяемой работой таких деятелей, как Альдус Мануций. Мануций был активен в течение предшествующего полувека и в своих трудах заложил фундамент для роста потомков.
Период с 1520 по примерно 1560 год, охватывающий карьеру Гарамонда как ремесленника, был чрезвычайно напряженным периодом. В это время было создано большое количество шрифтов, ряд которых, по-видимому, предназначались исключительно для конкретного печатника, другие продавались или обменивались между ними.
Гарамонд трудился не один. Многие граверы были активны в это время, в том числе, Гранжон, Гийом Ле Бе, Антуан Ожеро, Симон де Колин, Пьер Отен и другие, создавая шрифты не только на латинском алфавите, но также на греческом и иврите для научного использования. В этот период был создан пул высококачественных пуансонов и матриц, которые в значительной степени обеспечивали французскую полиграфическую промышленность в течение следующих двух столетий.
Несмотря на выдающееся положение Гарамонда, он никогда не был особенно богат. Возможно, из-за избытка конкуренции и пиратства в парижской книжной индустрии того времени.А может он просто не любил заниматься коммерцией и интересовался только типографикой.
Так или иначе в 1545 году Гарамонд начал заниматься издательской деятельностью в партнерстве с парижским книготорговцем Жаном Барбе. Первая книга, опубликованная Гарамондом, называлась «Pia et Religiosa Meditatio» Дэвида Чамбеллана.
Примерно к 1561 году Гарамонд тихо умер по неизвестным причинам где-то во Франции. В ноябре 1561 года, после его смерти, его оборудование, пуансоны и матрицы были инвентаризированы и проданы покупателям, в том числе Гийому Ле Бе, Кристофу Плантену и Андре Векелю. Его жена была вынуждена продавать его матрицы, что привело к тому, что шрифты Гарамонда стали широко использоваться в течение двух столетий, но часто с атрибуцией, которая сильно запутывалась. Хаотичные продажи вызвали проблемы, и сын Ле Бе написал преемнику Плантена Моретусу, предлагая обменять матрицы, чтобы они оба могли иметь дополнительный тип в разных размерах. Эгельхофф-Бернер в 1592 году занялся образцами шрифтов Гарамонда, что впоследствии стало источником для многих возрождений легендарного шрифта.
Единственной крупной коллекцией оригинальных материалов Гарамонда в латинском алфавите является коллекция, собранная вскоре после его смерти Кристофом Плантеном, проживавшем в Антверпене. Эта коллекция матриц в настоящее время составляет основную часть коллекции Музея Плантена-Моретуса в Антверпене. В этой коллекции шрифты Клода Гарамонда соседствуют вместе со многими другими шрифтами, собранными Плантеном у коллег Клода того периода. Данная коллекция широко использовалась для исследований многими историками, например, Гарри Картером и Х.Д. Л. Вервлиетом.
Автор блога, типограф, дизайнер, верстальщик. Чертов самоучка, сам себе психотерапевт шутящий шутки и поющий песни.
3 ответа к “Клод Гарамонд отец Антиквы”
Вскоре выйдет продолжение этой статьи.
Привет! Отличная статья, спасибо автору!
Читал в книге Великие шрифты, что Клод умер в крайней бедности, несмотря на все свои заслуги. Нужно умереть, чтобы тебя ценили…